Лилананди

Кали-юга: почему Тантра?

ОМ САРАСВАТЙЕ НАМАХ

Несомненно, написано на данную тему может быть весьма и весьма многое, однако сегодня я постараюсь раскрыть ее в сравнительно коротком эссе.
Итак, что же это за путь такой Тантра; чем он особенный, что рекомендуется именно в наше время – время Кали-юги; почему, в отличие от других путей, столь немалую роль играют в нем гневные формы Божеств?
Начнем, пожалуй, с того, что главный тантрический текст – «Маханирвана-тантра» - по сути, о методе и сущности Тантры не дает никакого представления, так как за исключением нескольких глав (впрочем, важность этих глав трудно переоценить!) посвящен исключительно практике. Так же как и менее известные Тантры, которые все посвящены еще более, так сказать, узкоспециализированным практикам, связанным с почитанием гневных форм, и относительно которых существует прямо-таки в воздухе носящаяся красная предупредительная надпись: «Без Гуру не практиковать!» Собственно говоря, мнение, что Тантру невозможно постигнуть без Гуру, происходит непосредственно из отсутствия какого бы то ни было другого источника, способного дать понять теорию Тантры – а плодотворная практика без теории, увы, невозможна, и это следует помнить, - важность Гуру отнюдь не преуменьшена.
Почему только Тантра?
В наше время мы имеем только то, что имеем, - именно, почти полное отсутствие материала для сравнения людей разных эпох. У нас есть в разной степени искалеченные временем, переводом и Бог еще знает чем тексты, где описываются люди хотя бы предыдущей эпохи, но, исходя из них, убедительно представить себе подобных существ довольно трудно. В первую очередь потому, что за базу для представляемого человеческого существа мы подсознательно будем брать современный образец – и это уже является залогом косности представления, ибо отличие качественное, а не количественное. На самом деле представить себе человека иной эпохи – все равно что представить инопланетянина; к слову, в данном месте полезно вспомнить о том, что даже основой жизни, согласно текстам, в его случае является не пища, а нечто другое (кровь, прана). Что уж говорить о чувствах, уме и разуме, о побуждениях, стремлениях и намерениях. Все перечисленное отличается от нашего так же не количественно, но качественно, - и, соответственно, требует КАЧЕСТВЕННО иного подхода. Так, к примеру, человек Кали-юги принципиально не может практиковать учение, подразумевающее контроль чувств на уровне человека иной эпохи (то есть может-то он может, однако успеха сие не возымеет). Еще Арджуна пять тысяч лет назад в ответ на предлагаемые Кришной методы совершенствования отвечал, что не чувствует себя способным на это. Что же говорить о современных людях? В сравнении наш ум мелок, непостоянен и ограничен, разум непроявлен, чувства грубы, необузданны и убоги, побуждения эгоистичны, стремления изменчивы, намерения преходящи, а жизнь коротка. Sic – Тантра попросту единственный путь, которым можно эффективно, подчеркиваю, эффективно двигаться при таких начальных условиях, потому она (а не что-либо другое!) прямо и косвенно предписана неоднократно многими Текстами.
Короче говоря, все прочее, вспоминая ту же «Маханирвана-тантру», ныне подобно лишенным яда змеям и соитию с бесплодной женщиной. Только Тантрические формы Божеств (кстати, Их гораздо больше, чем принято считать) примут то поклонение и жертвоприношение, которое по природе своей могут поднести люди Кали-юги. Попытки же иной практики, как не соответствующие стандарту, в лучшем случае будут бесплодны, в худшем же приведут практикующего к деградации и аду.
Посему практика Тантры пригодна для всех. К примеру, о какой аштанга-йоге может идти речь, если практикующий настолько не владеет своими чувствами, что даже не способен побороть страсть к мясной пище? Тантра же доступна существам в том числе и с самыми низкими побуждениями и страстями, недаром говорится, что даже в разгар Кали-юги (напомним, она только началась, и человечество обречено на еще большую, нежели сейчас, деградацию!) Тантра по-прежнему будет иметь силу.
Отсюда же и обилие гневных Форм в Тантрическом пантеоне. Чем, грубо говоря, поклонение и жертва грязнее и эгоистичнее, тем более страшна форма, которая сможет подобное принять. Шива в различных Своих обликах милостив ко всем без исключения, милостив настолько, что даже позволяет эгоистичным существам в обмен на милость, полученную от эгоистичного жертвоприношения, обрести не разрушение их нечистых склонностей (что, по логике, является, собственно, первейшей целью почитающего и самой непосредственной функцией Разрушителя!), а что-либо другое. Это очень большой соблазн. Но истинным почитателям Разрушителя следует всегда помнить, что Он бесконечно милостиво принимает их нечистое подношение потому, что в невероятном Своем сострадании готов разрушить эту нечистоту и все те низменные качества, что перечислены выше, и это, собственно, единственный шанс для почитающего. Желающий же иных милостей подобен больному, выпрашивающему у врача вместо лекарства от своей болезни сильное обезболивающее средство, которое позволит ему прямо сейчас избавиться от боли и наслаждаться ее отсутствием, не связываясь с длительным и небезболезненным лечением, но в конечном итоге не изменит ничего. Действие такого средства пройдет очень скоро, услаждение чувств окончится, и прогрессировавшая за время бездействия болезнь обрушится на больного с умноженной силой, - собственно, примером тому все легенды о почитавших Шиву демонах, просивших в обмен на свои беспримерные аскезы мирских благ. В Своей снисходительности к желаниям почитателей, дабы, удовлетворив, исчерпать их, ради их блага Он дает в Тантрах многие откровенно черномагические практики, однако следует понимать, чем в действительности они являются и не преувеличивать их значение.
Также Тантра отнюдь не является оправданием упомянутых нечистых склонностей. Это самое большое на данный момент заблуждение относительно подобных практик. Например, существование пресловутой практики «пяти М» отнюдь не означает, что любой практикующий Тантру волен и даже поощряется всегда, везде и всюду вступать в беспорядочные половые связи и употреблять мертвую плоть. Думающим так полезно вспомнить, что «пять М» является очень узкоспециализированным ритуалом, позволенным далеко не каждому и посвященным весьма гневной Форме, - призванным почтить Ее и разрушить страсть и зависимость чувств от нечистоты, а не усладить ею свои чувства. Это не значит, что мясоед, алкоголик и распутник изначально непригоден к практике Тантры, - отнюдь, как уже было сказано, Шива в бесконечной Своей милости примет подношения от каждого, но оправдывающий тантрическими практиками услаждение своих чувств обречен на деградацию, и весьма скорую. Тантра, как и любое другое учение, дана НЕ ДЛЯ потакания и услаждения эгоистических чувств.
Впрочем, бхукти на данном Пути имеет место быть, но только в том случае, когда не является целью, иначе же приводит к падению. Это лишь «побочный эффект», свидетельство бесконечной милости. Естественным же следствием верно совершаемого тантрического поклонения является постепенное разрушение ущербных качеств поклоняющегося, - собственно, и стоит стремиться, что поймет любой разумный человек, к очищению себя. В частности, своих чувств, а опять-таки естественным следствием очищения чувств является воздержанность и склонность удовлетворять не свои чувства, а чувства Бога.
В завершение сего краткого очерка хотелось бы упомянуть о столь важном предмете, как бесконечное разнообразие Тантрических практик. Тантрой является отнюдь не только шактизм, коий распространен в Кали-югу исключительно потому, что современные люди эгоистичны и материалистичны по природе и вообще склонны поклоняться Силе (Шакти), чаще всего Материальной. Собственно, все сравнительно действенные в нашу эпоху практики в той или иной мере являются Тантрой, начиная с некоторых течений ислама и мистического христианства и заканчивая Обществом Сознания Кришны. Условно Тантрические практики можно подразделить, помимо прочего, на две ветви, между которыми имеются сколько-нибудь существенные различия: практики джнаны и бхакти, использующие разные методы и предназначенные для людей разного склада.
Итак, каков бы ни был человек Кали-юги – Тантра есть единственный предписанный плодотворный Путь, пригодный для каждого.
Обладающий разумом да постигнет!
Поклонение Шиве и Его Супруге!

Главная
Hosted by uCoz