Шива-кавача
Риши Ришабха сказал царевичу:
"Ом! Поклонение Господу Нилакантхе, Возлюбленному Умы, трехокому и тысячерукому Шамбху, уничтожающему врагов Своей могучей доблестью! Ныне для твоего блага открою я высшую тайну любого покаяния, обладая которой, будешь ты вечно преуспевать, освобожденный от всех грехов и страданий. Почтив Вездесущего Господа, провозглашаю я сокровенную истину "Шива-кавачи" ради блага и благоденствия всех людей. Усевшись в священном месте, храня спокойствие, следует созерцать бессмертного Шиву, обуздав все свои чувства и контролируя праны. Следует медитировать на Тончайшего и Бесконечного, поместив Его, Вездесущего и недоступного чувствам, в лотос своего сердца. Освободив себя от оков деяний с помощью постоянной медитации и полного погружения в Высшее Блаженство, с сердцем, все время сосредоточенным на шестислоговой мантре "Ом намах Шивайя", так защитишь себя "бронею Шивы" ("Шива -кавачей"):
"Да поднимет меня Верховный Господь из темного бездонного колодца сансары, и да разрушит Его прославленное Имя мои грехи во всей их совокупности! От всех страхов, во всех местах, да освободит меня Он, Всеблагой, принимающий любые формы. Тот, Кто меньше наимельчайших и обладает могущественной властью. Шива, Обладатель Восьми Обликов, поддерживающий Землю и всю Вселенную, да защитит меня от всех болезней, происходящих от земли, и Становящийся Водой - Податель жизни, да устранит все опасности, угрожающие мне от воды. Да спасет меня Каларудра, испепеляющий все миры в конце кальпы, танцующий неистовый танец тандава, от всего, чем грозит буйство пожара и ветра. Четырехглавый и Трехокий, сверкающий, подобно золоту и молнии, да охранит меня с востока, и держащий топор, Веду, крюк, петлю, трезубец и четки в Своих руках, темным и блестящим цветом подобный дождевым тучам, да охранит меня с юга. Поклоняюсь Ему - незапятнанно чистому, как жасмин, луна, раковина и хрусталь, держащему в Своих руках Веду и четки как символы удовлетворения желаний и бесстрашия, - ради обретения безопасности на западе, и сияющему как сердцевина цветка лотоса - ради обретения безопасности на севере. Пятиликий Господь, белый и прозрачный, как хрусталь, держащий крюк, петлю, топорик, череп, барабан и трезубец в Своих руках, а также Веды и четки, обещающие безопасность, да защитит меня сверху. Молю Господа, увенчанного луной, оберегать мою голову, Пхаланетру - сохранять мой лоб, и Того, Кто уничтожает вожделение, - о защите моих глаз. Поклоняюсь Вишванатхе, прославленному в Ведах и держащему череп в Своих руках, - да сбережет Он мои нос, уши и череп в целости и сохранности. Пятиликий Господь, Чей язык - сами Веды, да защитит Он мое лицо и язык; Синегорлый Господь, что сжимает лук Пинака в Своих руках, да защитит мое горло и кисти моих рук. Разрушитель жертвоприношения Дакши, Чьи руки суть воплощение самой дхармы, да убережет мою грудь и руки от всех бед и опасностей.
Да пребудут мои бока, поясница, живот и пупок на попечении Дхурджати, уничтожителя
бога любви, Которому гора служит луком. Предаю мои бедра, колени и ступни моих
ног на милость Того, Кто всемилостив. В первую стражу дня да будет защитником
моим Махеша, во вторую - Вамадева, Трилочана - в третью, и Вришакету - в четвертую.
Да защитит меня Шашишекхара от всех бед в вечернее время, Гангадхара - в ночное,
Гаурипати - на рассвете, и Мритьюнджая - во все времена. Да будет Шанкара моим
защитником под кровом, Стхану - вне крова, Пашупати - в промежутке между тем
и этим, и Садашива - во всех местах. Да будет Тот, о Ком свидетельствуют Веды,
моим Спасителем, когда я сижу, Повелитель праматхов - когда я иду, и Верховный
Правитель вселенной - когда я отдыхаю. Да рассеет Нилакантха, грозный недруг
Трех Оплотов Зла (Трипуры), мои страхи и опасности в пути, а также среди непреодолимых
горных вершин и ущелий. Господь Всевластный и Всемогущий да спасет меня от ужасных
когтей диких животных, когда держу свой путь в лесных чащобах. От всего сердца
возношу молитвы Господу Вирабхадре, яростному, как Яма в конце кальпы, и от
Чьего ужасного хохота дрожат миры; да рассеет Он мой страх, когда пересекаю
грозный океан могучих врагов. Поклоняюсь Господу! Да уничтожит Он ужасных военачальников
вражеских армий, что собрали для боя четыре рода войск - пехоту, всадников,
колесницы и слонов, острым и безжалостным клинком Своего меча. Сверкающее пламя,
испускаемое трезубцем Господа, да испепелит разбойников, и да вселит Его лук
Пинака страх в диких зверей - тигров, львов и медведей. Да защитит Он меня от
всех бед, причиной которым служат зловещие сны и дурные знамения, от страданий
душевных и телесных и от разнообразных несчастий.
Склоняюсь перед Тем Господом Садашивой, Который - Высшая Истина, Который воплощен
в самой форме святых гимнов и священных обрядов, и Который - за пределами любого
знания и любой истины, воплощение Брахмы и Рудры, Чьи глаза - солнце, луна и
огонь, Чье тело умащено священным белым пеплом. Кто носит корону и нерукотворные
украшения, усеянные алмазами и другими драгоценными камнями, Кто творит, поддерживает
и разрушает всю Вселенную, Кто уничтожил жертвоприношение Дакши, о Кого разбиваются
приливы времени, Кто один лишь обитает в муладхаре, Кто превосходит все разновидности
знания, на Чьей голове неизменно обитает священная Ганга, Кто неотъемлемо присутствует
во всех существах, обладает шестью качествами, Кто - истина и сущность философии,
через Которого достигаются три варги (дхарма, артха и кама), Кто - Повелитель
миров. Чья шея обвита восемью царями змей, и Кто - сама пранава. Восхищаюсь
Им, воплощением Сознания, Чье проявление - эфир и четыре стороны света, носящим
ожерелье из звезд и планет, незапятнанно чистым, Предшественником всех миров.
Высшим Очевидцем всего происходящего во Вселенной и сокровеннейшей Тайной всех
Вед, Кто превосходит любую мудрость, дарует исполнение желаний всем Своим преданным
и щедро изливает Свою милость на бедных и невежественных. Молюсь всемилостивому
Господу, вечно чистому и всеблагому, свободному от похоти, жадности и печали,
лишенному всех недостатков и качеств, свободному от желаний, болезни, эгоизма
и привязанности, вездесущему, бесконечному, вечному, неподвластному оковам причин
и следствий, в Которого все боли и наслаждения, гордость, власть и тщеславие,
страхи и опасности, грехи и страдания погружаются и исчезают навеки. Почитаю
Его, воплощение Чистого Сознания, в Ком уничтожены все сомнения и прекращаются
все действия, неподвластного изменению, времени и разрушению, вмещающего в Себя
всю полноту бытия, чистого, безмолвного и вечного, Саччидананду (абсолютное
Бытие, абсолютное Знание и абсолютное Блаженство), олицетворенную Недосягаемость,
Того, Кто весь - Сияние и само Воплощение Сияния, Благодетеля, Лучезарное Видение
бесконечно прекрасной Красоты. О мой Господь! Ты да восторжествуешь! Ты - воплощение
Рудры, Раудры и Бхадры. Ты - те Махабхайрава и Калабхайрава. Украшения Твои
- ожерелья из черепов, и в руках Своих Ты держишь божественное оружие - кхатвангу,
меч, шкуру (чарма), петлю, крюк, барабан, трезубец, лук, стрелу, жезл и другое
подобное оружие. О тысячеликий Господь! Ужасны для взора Твои устрашающие зубы,
и смех Твой, подобный грому, содрогает все миры. Серьги Твои, ожерелья и браслеты
Твои - змеи. На теле Своем носишь Ты слоновью шкуру. Ты - победитель смерти,
разрушитель Троеградия, О трехокий Господь! Ты - всесуществующий, неотъемлемая
Сущность всего. Суть покоя, Ты - Высочайшее Блаженство и Безмолвие. О Шамбху!
Воистину Ты - Брахман Вед и Веданты. Ты - вездесущий, древний и вечный. Спаси
меня, о мой Господь! Рассей мои страхи перед безвременной кончиной и опасностями,
уничтожь врагов моих Своим трезубцем и отсеки их лезвием Твоего меча. Повергни
в страх орды веталов, кушманд и подобных им злых демонов и духов Своим луком
и стрелами. Спаси меня от падения в яму ужасного ада, сделай меня свободным
и бесстрашным. Укрой меня Твоими доспехами и всегда защищай меня. Беден я, слаб,
унижен и беспомощен. Все, что имею, слагаю я к стопам Твоим и предаю себя в
руки Твои. Ты - единственная Опора моя и Спаситель мой. О Господь Садашива!
Мритьюнджая! Трьямбака! Вновь и вновь да будешь Ты восславлен!"
Ришабха сказал:
"Таким образом, раскрыл я тебе высочайшую тайну "Шива-кавачи", наделяющей всеми дарами, удовлетворяющей все желания, которая освобождает от любой боли и страдания. Во веки веков тот, кто облачен в эту "броню Шивы", Его божественной милостью будет свободен от всех страхов, опасностей и падений. Освобожденный от болезней и преждевременной кончины, наслаждается он долгой жизнью и вечным блаженством. Эта "броня Шивы" искореняет зло и возносит облаченного в нее к головокружительным высотам покоя и процветания. Благодаря ее могущественной силе он, освободившись от всех грехов и препятствий, достигает в конце блаженного места спасения. Поэтому, сын мой, носи то, что дарую я тебе, со всей верой, и тем будешь ты весьма счастлив".
Сута сказал:
"Изрекши это, мудрец Ришабха дал царевичу большую раковину и могучий меч, дабы был он способен мгновенно побеждать своих врагов. Затем он посыпал его тело священным пеплом и коснулся его волшебным прикосновением, от которого царевич почувствовал в себе силу двенадцати тысяч слонов. Обретя подобную силу, могущество и отвагу, царевич засиял, как осеннее солнце!"
Мудрец снова обратился к нему:
"Меч, данный мною тебе, очищен с помощью священных мантр, один лишь взгляд
на него заставляет врага падать бездыханным. Сама смерть будет устрашена и побежит
от тебя без оглядки. Заслышав подобный грому звук этой раковины, враги падут
наземь без сознания, бросив свое оружие. Два эти оружия уничтожат армии неприятеля,
вдохновляя твое собственное войско. Облаченный в "броню Шивы", уничтожишь
ты врагов этими двумя видами божественного оружия. Ты завоюешь царство твоих
предков и станешь верховным правителем этой земли", - так утешив его и
всячески благословив, мудрец Ришабха, принявши причитающиеся ему почести и знаки
внимания, удалился".