ПОСВЯЩЕНИЕ:

Себе Любимому, Постоянному, Неизменному

Бытию-Сознанию-Блаженству, Которое есть Всё

И не есть что-либо, смиренно настоящую работу

посвящаю.

Шактананда

ВВЕДЕНИЕ

Эпиграф:

На самом деле Вы (Атман) не отдельны от Бога.

Вы и есть Он. Таким образом Вы всегда и во всём

зависите от Него, равно как и всё всегда зависит от

ВАС…

Шактананда

“ШРИ КАУЛОПАНИШАД”

-I-

атхато дхарммаджиджнаса

джнанам буддхишча

джнанам мокшаикакаранам

мокшассарватматасиддхи

Итак. Исследование Дхармы. Дхарма – это Знание и буддхи. Дхарма – это то, что лежит в основе Знания и Освобождения. Знание – причина Освобождения.

Комментарий: Основным предметом рассмотрения “Шри Каулопанишад” является Дхарма. Но так как само слово “дхарма” (от санскритского корня “дхар” – поддерживать) очень многозначно, то следует сразу сказать, что здесь, равно как и везде в “Каулопанишад”, оно употребляется в смысле Каула-дхарма (Сатья Санатана Дхарма), т. е. Истинный Вечный Принцип, через который проявляется сама природа Брахмана – единственной реальности, Кулы Шивы и Шакти.

Основным отличием буддхи (интеллекта) от манаса (ума) является его способность к различению вечного и преходящего, истинного и ложного. Но такое различение становится возможным только тогда, когда имеются критерии того и другого. Наличие этих критериев и есть джняна (знание). И если они истинны, то в этом случае знание соответствует Дхарме. Вовсе не обязательно критерии различения истинного и ложного должны являться чем–то, что может быть заключено в рамки неких, с виду логичных формулировок и воспринято умом как некий вывод или догмат. Напротив, эти критерии относятся к более высоким и тонким сферам, нежели сфера ума (маномайа-коша), а посему не могут быть полностью им восприняты и, тем более, осознаны. Их обладателем может быть только интеллект (буддхи), который с их помощью обретает то, что называется вивекой, или способностью безошибочно различать истинное и ложное, вечное и преходящее, реальное и иллюзорное. Освобождение достигается как следствие вивеки. Таким образом, истинная Дхарма – это невосприятие истинного как ложного и наоборот. То есть - Освобождение. А Освобождение, в свою очередь, является состоянием абсолютной необусловленности иллюзорностью.

Сама идея некой иллюзорности – суть иллюзия. Любое явление, кажущееся ложным или иллюзорным, таковым не является, ибо сам факт его бытия уже свидетельствует о том, что оно в полной мере обладает природой Брахмана, т. е. не является ложным (сарвам ева брахма (всё есть брахман)). Ложным, и, соответственно, противоречащим Дхарме (адхарма), является восприятие его как ложного, ибо любое разделение на ложное и не ложное порождает двойственность (двайта) и, как следствие, разделение сознания субъекта на субъект и объект. Таким образом, возникает иллюзия объекта. Ложного, или не ложного, но иллюзия.

Дхарма, как уже было сказано выше – принцип, лежащий в основе бытия как такового, и, соответственно, всего, что можно определить как сущее. В этой шлоке сказано, что Дхарма лежит в основе Знания и Освобождения. Отсюда следует, что всё сущее, без исключения, обладает природой Знания и Свободы. Причиной же иллюзорной связанности и неведения индивидуальной души (которые в силу самого факта своего бытия также обладают природой Знания и Свободы) является самоограничение, налагаемое на Себя Знающим Дхарму (Шивой) посредством Своей Шакти (которая также суть Он, но в Своём динамичном проявлении), выступающей в данном случае в Своём аспекте Махамайи (Великой Иллюзии). Цель такого самоограничения – проекция Себя во множество обусловленных индивидуальностей ради наслаждения Лилой (Божественной игрой), в которой Один является и зрителем, и игроками, и арбитром. Победившим и побеждённым и ни тем ни другим одновременно. Он – всё сущее и не сущее, всё мыслимое и немыслимое, всё возможное и невозможное. Источник Дхармы и всего, источником чего является Дхарма. Душа того, что индивидуум считает своей душой. Для Него, а, следовательно, и для всего, чем он является, нет страданий, нет обусловленностей, нет невежества. Есть лишь СатЧитАнанда (Бытие-Сознание-Блаженство). Страдания существуют лишь как составляющая часть Лилы, как некий фантом.

Итак, если критерии различения истинного и ложного истинны, то есть имеет место быть джняна, то необходимость в достижении Освобождения отпадает, ибо состояние Свободы уже становится реализованным. Таким образом: Знание – причина Освобождения.

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

-II-

панча вишайах прапанчах

тешам джнанасварупах

його мокшах

 

Пять органов чувств составляют проявленную Вселенную. Это – сущность всего Знания. Йога – Освобождение.

 

Комментарий:

Вся объективная Вселенная становится таковой только лишь в сознании познающего её субъекта, или индивида. Всю информацию, на основе которой ум выстраивает модель проявленного мира, он получает благодаря органам чувств. Если бы их не существовало, не существовала бы и вся Вселенная, которую индивидуум имеет возможность моделировать в своем уме, используя в качестве первосубстанции получаемую посредством них информацию.

Обычное человеческое существо обладает пятью органами чувств, а именно: носом, языком, глазами, кожей, ушами. Соответственно, весь воспринимаемый им мир также обладает пятью качествами, соответствующими пяти первоэлементам. Это качества запаха (элемент земли), вкуса (элемент воды), зрения (элемент огня), осязания (элемент воздуха) и звука (элемент эфира). Таким образом, становится очевидным тот факт, что объективная вселенная не иллюзорна. Она - реально существующая, но лишь внутри Сознания, т.е. Шивы. Имена и формы возникают в сознании благодаря его динамике, т.е. Шакти. Движение, лежащее в основе материального мира, является следствием активности изначального динамического принципа - Адья-Шакти, или Маха-Кундалини, пронизывающей собой все без исключения формы, и проявляющейся в человеческом теле как индивидуальная Кундалини-Шакти. Но когда Кундалини соприкасается с изначальным Чистым Сознанием, Шивой, чьим динамичным проявлением она и являлась, реализуется Кула (Семья) – абсолютная гармония статичного и динамичного, мужского и женского принципов. Состояние, возникающее как следствие реализации этого союза, адекватному описанию не поддаётся в принципе. О нём можно сказать лишь то, что любое мыслимое и немыслимое блаженство любой существующей формы в бесчисленное множество раз уступает блаженству, возникающему в результате реализации Кулы Шивы и Шакти.

Однако всё это имеет место быть лишь в воспринимающем (благодаря динамике, т. е. Шакти) все эти процессы Сознании. И реализация состояния Йоги (соединения), т. е. полного отождествления себя с Ним и есть Освобождение.

Как правило, под йогой подразумевается совокупность неких психофизических практик, которые ставят своей целью соединение дживы с Шивой. Но в действительности идея подобного “соединения” попросту абсурдна, ибо джива, ставящая своей целью достижение “соединения” с Шивой уже есть то, к “соединению” с чем она стремится! Атман есть Брахман (айам атма брахма). Она изначально не отлична от Шивы, являющегося её внутренней Сущностью. Поэтому идея движения Шивы по направлению к Самому Себе для достижения союза с Самим Собой представляется в высшей степени нелепой. “Соединение” – хорошая аллегория, но не более того. Тем не менее, йогические практики незаменимы для углубления стремления дживы познать свою истинную природу (Шиву). Однако важно отметить, что любое стремление, равно как и стремление к само-познанию, суть следствие самоограничения (ибо подразумевает само-незнание.), проистекающего из ограниченного ума, который и создаёт разделение между дживой и сотворённой им (умом, чьей внутренней сущностью и причиной также является Шива) идеей само-познания, и никакая практика, коренящаяся в уме, не способна привести дживу к тому, чем она уже является! Полное, абсолютное осознание дживой себя как Шивы и есть подлинная Йога, т. е. Освобождение.

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

-III-

адхарммакаранаджнананамева джнанам

прапанча ишварах

анитйам нитйам

аджнанам джнанам

адхармма ева дхарммах

еша мокшах

Причина адхармы, невежество, является Знанием. Ишвара – Господь Вселенной. Непостоянство постоянно. Знание тождественно отсутствию знания. Адхарма – дхарма. Постижение этого – Освобождение.

 

Комментарий:

Дхарма является природой Шивы в Его аспекте Ишвары, личностного Бога. Адхарма – это нечто противоположное Дхарме. Природой Дхармы является изначальное, ничем не обусловленное абсолютное всеведение, или Знание (джняна), следовательно, адхарма – это обусловленность и невежество. Но изначальное невежество (аджняна) возникает как следствие самоограничения, налагаемого на Себя Тем, чьей природой является абсолютное Знание, т. е. Ишварой. То, что обладает природой Знания, знает невежество, в то время как тому, что обладает природой невежества, недоступно Знание. Таким образом, изначальное неведение – лишь ничтожно малая составляющая того, что мы именуем Знанием. Ибо, как видно из всего вышесказанного, Джняна – причина аджняны и, следовательно, неведение обладает природой Знания.

Шакти (которая есть также и Шива) имеет одним из своих качеств непостоянство. В этом смысле Её можно уподобить пламени священного Огня, которое постоянно меняет формы и никогда не бывает постоянным. Но сама Шакти существует постоянно. Она изначальна и вечна. Ничто не существует прежде Неё. Даже Знание становится реализованным только после осознания его Осознающим, что становится возможным только благодаря первоимпульсу, который суть Шакти. Шакти, обладающая Знанием. А так как Шакти является лишь динамичным проявлением Шивы, и потому обладает Его природой, то и первоимпульс, посредством которого Осознающий (Шива) осознаёт Знание (в результате чего Знание становится реализованным), также является динамичным проявлением Шивы, обладающего всей полнотой Знания и осознающего эту полноту. Реализация состояния Шивы, т. е. постижение всей полноты Знания, является Освобождением. Но возможным это становится только благодаря первоимпульсу. То есть Шакти.

Одним из определений Дхармы, как уже было сказано, является необусловленность. Посему всё обладающее природой, соответствующей Дхарме, так же должно являться необусловленным. Даже Знанием и неограниченностью. Всеведение – следствие неограниченности, которая, будучи абсолютной, становится обусловленностью неограниченностью. Отсюда следует, что Всеведение – следствие обусловленности, и потому ограничено по природе. А ограниченность – причина невежества, т. е. отсутствия Знания. Таким образом, Знание является тождественным отсутствию Знания. Адхарма – Дхарма. Но настоящий порядок вещей проистекает из изначального первопринципа и им же регулируется. Принцип этот – Каула-дхарма (Сатья Санатана Дхарма), и реализация состояния полного ему соответствия – есть Освобождение.

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

-IV-

панчабандха джнанасварупах

пиндаджджананам

татраива мокшах

 

Пять оков составляют сущность истинного знания. Пинда – производитель их всех. В том Освобождение.

 

Комментарий:

Человеческое существо состоит из пяти кош (оболочек), которые здесь именуются термином “бандха”, что означает “окова”, или “замок”. Это оболочки пищи (аннамайа-коша), жизненного дыхания (пранамайя-коша), ума (маномайя-коша), интуитивного постижения и творчества (виджнянамайя-коша) и блаженства (анандамайя-коша). Отождествление Изначального с любой из них является самоограничением, порождающим ту степень Знания либо невежества, какая свойственна той или иной коше или бандхе. А так как человек есть микрокосм, являющийся точной моделью макрокосма, то всё это имеет место быть и в макромасштабе. Любая оболочка – окова, а самоотождествление хотя бы с одной оковой уже есть несвобода и обусловленность, пусть даже и блаженством. Но все эти оболочки порождены Брахманом, существуют в Нём и, соответственно, обладают природой Брахмана (сарвам кхалвидам брахма), а посему природа Брахмана может быть познана через познание природы того, что препятствует познанию Его природы, т. е. оков. Осознание и постижение этого приводит к Освобождению. Но дело в том, что единственное, от чего следует (а следует ли?) освободиться – это стремление к Освобождению, т. к. само стремление освободиться от чего-либо подразумевает связанность чем-либо и, соответственно, является тем самым самоограничением! (В связи с этим интересно заметить, что все без исключения действия подавляющего большинства людей имеют своей целью освобождение от чего-либо.)

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

-V-

етаджджнанам

сарвендрийананам найанам прадханам

дхарммавируддхах карййах

дхарммавихита на карййах

сарвам шамбхавирупам

Это истинное знание. Из всех органов чувств глаз – важнейший. Один может действовать в направлении, противоположном ожиданиям. Другой может не делать этого, лишённый правильности. Всё это – форма Шамбхави.

 

Комментарий:

Из всех пяти чувств, которыми обладает человек, самым главным является зрение, ибо ум формирует картину мира, основываясь по большей части на информации, получаемой им от глаз. Другие чувства принимают в этой работе менее активное участие. Поэтому и мышление человека и характер его деятельности, вне зависимости от того, на что она направлена, носят характер видимости, зримости. И как следствие этого, любые представления человека о чём-либо, его действия, устремления и ожидания становятся ограниченными некими формами, налагаемыми на них умом. Причём, как правило, действие порождается ожиданием некоего результата. А при помощи ограниченной деятельности, направленной на оправдание ограниченных ожиданий, становится возможным достижение лишь ограниченных по своей природе результатов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Освобождение, будучи состоянием не ограниченным никакими рамками, не может быть достигнуто с помощью ограниченных действий.

Неограниченность – противоположность ограниченности. Соответственно, неограниченность достигается действиями, направленными в сторону, противоположную ограниченным по самой своей природе ожиданиям. Но стремление достичь результата, противоположного ожидаемому, также будет являться ожиданием! Что же делать? Может быть, не пытаться достичь результата, противоположного ожиданиям? В таком случае, как уже было сказано, достигнутый результат будет ограниченным, а Освобождение невозможным. Поэтому лишь действие, не порождённое ожиданием результата, даёт в качестве результата Освобождение. Это действие – абсолютное бездействие. Но бездействие, порождённое действием, уже не является таковым. Вот истинная карма-йога.

Состояние Абсолютной Свободы – это состояние Шивы. И для его реализации необходимо действие, самой природой которого будет являться абсолютное бездействие. А сущностью и формой любого действия (и, соответственно, бездействия) является Шакти. Её природа тождественна природе Шивы (Шива означает “Благой”), и потому Её называют Шамбхави (Та, чья сущность – Благо). Да будет вечное Ей поклонение!

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

-VI-

амнайа на видйанте

гуруреках

сарваикйатабуддхиманте

амантрасиддхех

мададистйаджйах

Гуру только один. Всё едино для обладающего пониманием. Не посвящённый (в это) не обладает Совершенством. Откинуть гордость – это продвижение.

 

Комментарий:

Согласно Адваятарака-упанишад (14 – 18), гуру означает рассеивающий (гу) тьму (ру). Тьма, в данном случае, означает невежество (аджняну), которое, в свою очередь, является не более чем следствием самоограничения, налагаемого на Себя Тем, чьей природой является абсолютное Знание (см. комментарий к шлоке III). А Гуру есть принцип, за счёт которого самоограничение ликвидируется, и таким образом обретается совершенное (сиддха) Знание Себя, т. е. Атмана, которое, между тем, никогда не было утраченным. Таким образом, всё во множестве появляющиеся в результате самоограничения Единого невежественные индивидуальности перестают являться таковыми только в результате воздействия на каждую из них принципа, ликвидирующего самоограничение, т. е. Гуру. В Бхагавад-Гите (10.11) Кришна, говорящий от лица Единого Брахмана, провозглашает: “тешам еванукампартхам ахам аджнана-джам тамах нашайамйатма-бхава-стхо джнана дипена бхасвата”, что можно перевести как “Из чистого сострадания являясь их Высшим Я (Атманом), Я рассеиваю тьму невежества светом Знания”. Этот принцип (Гуру) обладает природой Шивы, а само Его воздействие – природой Шакти, т. к. любое воздействие – есть динамика. Поэтому воздействие этого принципа на что-либо – есть Кула, т. е. неразрывный союз Шивы, Шакти и индивидуальной дживы (объекта воздействия). Но т. к. всё сущее также обладает природой Шивы, то отсюда вытекает, что Шива в качестве Гуру воздействует на Самого Себя, устраняя тем самым самоограничения, обладающие, как уже было сказано (см. комментарий к шлоке III), природой Знания. Таким образом, Гуру устраняет Знание (джняну), являющееся причиной невежества (аджняны) и, соответственно, адхармы (которая есть Дхарма!).

Абсолютным пониманием обладает только Шива, ибо Он является Абсолютным бытием, самим фактом бытия всего, что есть (то есть Себя Самого), и, как следствие, Абсолютного понимания в том числе. Следовательно, Шива понимает как то, что всё, что существует (даже несуществование) – есть Он, так и то, что существует только лишь Он. Таким образом, Он является как самим Абсолютным пониманием, так и тем, кто им обладает, для которого всё едино. Также Шива является и Абсолютным непониманием (ибо оно существует), а также тем, кто им обладает, т. е. Абсолютным Невеждой. Таким образом, Обладающий Абсолютным пониманием суть тождественен Абсолютному Невежде.

Продукт самоограничения Шивы – индивидуальная личность – не может реализовать Абсолютное понимание. Потому что определённая часть Абсолютного понимания всегда будет оставаться за пределами ограничений рамками некой конкретной личности. Поэтому такая личность всегда будет являться непосвящённой в тайну Абсолюта и, как следствие, не обладающей Совершенством.

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

-VII-

пракатйам на курййат

на курййат пашу самбхашанам

анйайо нйайах

на ганайеткампи

атмарахасйам на вадет

шишйайа вадет

 

Не обнаруживать (знание) этого. Тем более не обсуждать этого с пашу. Даже слабый аргумент содержит

истину. Не делать никаких различий. Тайну Атмана никому, кроме ученика не раскрывать.

 

Комментарий:

Истинное Знание (Атмаджняна) по самой своей природе невыразимо посредством средств вербального общения людей типа пашу. Поэтому любая попытка выразить Его будет не чем иным, как демонстрацией невежества, а предпринявший такую попытку уподобляется невежде. Но хотя это Знание нельзя выразить, на Него можно указать. Гуру только один – Шива, а все так называемые “учителя”, воплощённые в человеческих телах, на самом деле не более чем указки в руках Учителя. Как может указка обнаруживать Знание? Она может только указать верное направление поиска. Это направление – садачара (путь истины), включающая в себя поклонение Шивалингаму и джапу махамантры ОМ НАМАХ ШИВАЙА (см. ниже).

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

-VIII-

антах шактах

бахих шаивах

локе ваишнавах

айамевачарах

атмаджнананмокшах

 

Внутри шакта. Снаружи шайва. В миру – вайшнав. Таков путь (Кулы). Освобождение – следствие знания Атмы.

 

Комментарий:

Истинное значение этой шлоки, часто понимаемой неверно, состоит в том, что Каула-дхарма не является неким узкосектантским учением (упадхармой), но, напротив, она сущность всех учений.

Прекрасное восхваление Каула-дхармы, как наивысшей, содержится в Маханирвана-Тантре. Только Шива обладает полным знанием о Каула-дхарме. Подобно тому, как след любого животного исчезает в следе слона, так и любая религия (упадхарма) растворяется в Каула-дхарме. На этой ступени уже нет каких-либо предписаний или запретов, нет никаких ограничений, связанных со временем или пространством, нет каких-либо правил. Каула - это сам Садашива (Вечный Шива) и наивысший Гуру для всех. Нет никого превосходнее Его. Каула видит Абсолют (Брахман) во всем и все в Абсолюте. Он может совершать или не совершать любые ритуалы, так как он абсолютно свободен. “Подобно тому как вода, впадая в океан, становится нераздельной с ним, люди, знающие Каула-дхарму, лишены всякой разделённости (с Высшим)”. Важно отметить, что достижение Знания Каула-дхармы не зависит от рождения или кастовой принадлежности, социального положения и т. п. Каулой (Знающим Каула-дхарму) может стать человек абсолютно любого происхождения. Такой адепт стоит выше любого обыкновенного жреца, философа или священника. Поэтому в Маханирвана-Тантре (глава XIV) говорится: “Даже неприкасаемый по рождению каула-джняни (знающий Каула-дхарму) превосходит брахмана, в то время как брахмана, не обладающего знанием Каула-Дхармы, следует считать ниже неприкасаемого”. Говорится также, что великое благо исходит от почитания Каула-джняни. Миллионы святых мест и все божества, начиная с Брахмы, пребывают в теле Каула. Даже земля, где пребывает Каула должна почитаться и почитается людьми и богами. Великий Каула, прошедший высшее посвящение, абсолютно единый с Шивой (Шиватва), свободен от праведности и греха; лишь только в облике человека, он спасает весь мир, странствуя по земле и наставляя людей. Однако лишь немногие могут распознать истинного Каулу, ибо он может являться в самых разных обличьях. “Внутри - шакта, снаружи - шайва, в миру – вайшнав”.О Каулачаре также утверждается: “Там, где существуют разные наслаждения (бхога), откуда может быть йога? Однако в Каулачаре получают и наслаждение (бхога), и соединение с Абсолютом (йога)”. В Кали-тантре утверждается: “Тот человек, который почитает Кали без Каулачары - не достигает ни рая (сварга), ни Освобождения (мокша), - это несомненная истина”.

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

-IX-

локанна нидйат

итйадхйатмам

вратам на чарет

на тиштхеннийамена

нийаманна мокшах

каулапратиштхам на курййат

сарвасмо бхавет

са мукто бхавати

Из мира не уходит (Каула), созерцающий Атму, не связаннный никакими обетами, ни в чём себя не ограничивающий. Связывание не есть Освобождение. Он становится всем. Он становится Освобождённым.

Комментарий:

Знающий Каула-дхарму и следующий Ей каула-джняни не является чем-то отдельным по отношению к проявленному миру имён и форм, напротив, Он является самим этим миром. Поэтому каула-джняни, полностью сознающий своё тождество с Шивой и своё от Него неотличие, не предпринимает каких либо попыток к познанию Шивы, ибо осознаёт, что он сам является Знающим Себя Шивой. Ищущий есть искомое. Природа Шивы, как уже было сказано ранее, - полная неограниченность, и потому какие-либо ограничения и предписания для Него, знающего Свою Сущность, попросту неактуальны. Каула-джняни воспринимает мир в контексте Единого Неизменного, ощущая Свою абсолоютную самодостаточность, ибо воистину Он – Атман – есть всё. Но при этом он не обусловлен какими-либо комплексами психологического толка, присущими “заурядному” пашу. Он не связан ничем, что притупляло бы его чувствительность, которая у него намного выше, чем у “обычного” пашу.

Шива есть Изначальный статичный принцип, Неизменное, Абсолютное Бытие, проявляющееся как всё сущее, но не тождественное какой-либо конкретной форме. Шакти есть динамичный принцип, за счёт которого осуществляется Лила, проявляющаяся абсолютно через всё происходящее в мире. Каула-джняни видит Реальность такой, какая Она есть: он не делает различий между Шивой-Шакти, воспринимая Их как Единое, Целое, Нераздельное, видя лишь Кулу – Их Изначальный и Вечный, Нерасторжимый Союз. Таким образом, даже совершая действия, он остаётся осознанно бездеятельным, переживая себя не как пассивный объект Лилы, но как Субъект, то есть творящего ЛилуЛалиту, чья Лила есть Вечное, Непреходящее…

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

-X-

патхедетани сутрани пратаруттхайа дешиках

аджнасиддхирбхаветтасйа итйаджна парамешвари

йашчачаравихино апи йо ва пуджам на курвате

йади джйштхам на манйета нандате нандане ване

шаннах кауликах

ом шантих шантих шантих

 

Тот, кто читает эти сутры на восходе, тот достигает совершенного Знания. Это Знание – Знание Себя, который есть так же Парамешвари. Каула да победит ! Ом мир, мир, мир.

ОМ НАМАХ ШИВАЙА

ОМ ТАТ САТ

 

Так заканчивается комментарий Шактананды к “Шри Каулопанишад”.

P.S. Никакие авторские права не защищены ввиду их полного отсутствия. Любая из частей настоящего издания, равно как и всё издание в целом могут быть воспроизведены где угодно и как угодно без предварительного согласования с автором и издателем (одно лицо). Сие действие будет им всячески приветствоваться. Ом шанти шанти шанти.

 

Главная
Hosted by uCoz